Решение от 29 апреля 2026 г. АС Красноярского края
Итог · из резолютивной части
Читать резолютивную часть целикомзаявление удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Красноярской таможни от 20.03.2025 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10606000-2515/2024.
Реквизиты
Текст акта
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
29 апреля 2026 года Дело № А33-9124/2025
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 15 апреля 2026 года. В полном объеме решение изготовлено 29 апреля 2026 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Юргенсон Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Лесосибирский ЛДК № 1» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Красноярской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
в присутствии в судебном заседании:
от заявителя посредством сервиса «О 30 апрелян 2026 года лайн-заседание» информационной системы «Картотека арбитражных дел» – ФИО1, действующего на основании доверенности от 29.12.2025, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом;
от ответчика – ФИО2, действующей на основании доверенности от 29.12.2025 № 06-50/173, личность подтверждена служебным удостоверением, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом; ФИО3, действующего на основании доверенности от 12.01.2026 № 06-40/5, личность подтверждена служебным удостоверением, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом;
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моргун А.С.,
установил:
акционерное общество «Лесосибирский ЛДК № 1» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Красноярской таможне (далее – ответчик) об отмене постановления от 20.03.2025 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10606000-2515/2024.
Определением от 09.04.2025 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
Определением от 02.06.2025 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Судебное разбирательство по делу неоднократно откладывалось.
В судебном заседании 15.04.2026 принимают участие представители лиц, участвующих в деле.
Присутствующие в судебном заседании представители озвучили суду позиции лиц, участвующих в деле, и дали по ним пояснения.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Код доступа к материалам дела -
12.07.2024 АО «Лесосибирский ЛДК № 1» в счет исполнения контракта от 26.12.2024 № LLDK/AR/D/M/LES/1/24 в целях помещения под таможенную процедуру экспорт в Сибирский таможенный пост (центр электронного декларирования) Сибирской электронной таможни подана декларация на товары (ДТ) № 10620010/120724/3093515, в соответствии с которой таможенному декларированию заявлен товар:
- «лесоматериалы (доска) хвойных пород сосна обыкновенная, обрезные, распиленные вдоль, не строганные, не обтесанные, не шлифованные, не имеющие соединения «в шип», для строительных целей, влажность: начальная 12(+/-2%), конечная 20(+/-2%), камерная сушка. Всего 9069 шт. Сорт SF(1-4), 4, 5 ГОСТ 26002-83, сорт 1-4 ГОСТ 8486-86. Объем номинальный 163,988 м3, объем фактический 180,84 м3 по М 13-24-22 ФР.1.27.2023.46884. Производитель АО «Лесосибирский ЛДК № 1». Стандарт ГОСТ 26002-83 Сорт: SF(1-4). Объём товара в соответствии с контрактом: 163,988 м3, объём фактический 180,84 м3», код ТН ВЭД ЕАЭС 4407119401.
Определение объемов товаров осуществлено декларантом в соответствии с пунктами 11.2.2, 11.4.4, 11.4.6 и 11.5.9 Методики М 13-24-22 ФР.1.27.2023.46884 (далее - Методика), применялся комплексный метод определения объема пилопродукции.
В ходе проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра (акт таможенного досмотра № 10606070/190724/100206) установлено, что товарная партия, представленная к таможенному досмотру, состояла из товара № 1: «пиломатериалы (доска) хвойных пород «сосна обыкновенная», обрезные, распиленные вдоль, не строганые, не обтёсанные, не шлифованные, не имеющие соединения «в шип», …», качество пиломатериалов - 1-4 сорт по ГОСТ 8486-86, влажность пиломатериалов - 16%, количество грузовых мест, пакетов: - 45 пакета, количество пиломатериалов - 9069 шт. Фактически установленные размеры пиломатериалов: длина от 2686 мм до 2727 мм, от 3008 мм до 3029 мм, от 3307 мм до 3337 мм, от 3898 мм до 3937 мм, от 4195 мм до 4210 мм, от 4465 мм до 4524 мм, от 4801 мм до 4812 мм, от 5103 мм до 5112 мм, от 5400 ммм до 5417 мм, от 5704 мм до 5716 мм, от 5998 мм до 6005 мм; ширина от 74 мм до 78 мм, от 123 мм до 129 мм, от 150 мм до 155 мм; толщина от 25 мм до 28 мм, от 44 мм до 50 мм, от 50 мм до 54 мм. Номинальный объём товара - 171,43 куб.м. Фактический объём товара - 171,43 куб. м.». Код ТН ВЭД ЕАЭС 4407119401».
B результате сравнения сведений о товарах, содержащихся в ДТ № 10620010/120724/3093515 и полученных в результате таможенного досмотра в соответствии с методикой М 13-24-22 ФР.1.27.2023.46884 «Объем пилопродукции. Методика измерений при проведении таможенных операций: правила М 13-24-22» таможенным органом установлено, что номинальный объем товара № 1 «пиломатериалы, доска, хвойных пород сосна обыкновенная, обрезные, распиленные вдоль, не строганные, не обтесанные, не шлифованные, не имеющие соединения в шип, код ТН ВЭД ЕАЭС 4407119401» больше количества данного товара заявленного в ДТ № 10620010/120724/3093515 на 7,442 куб. м.
По результатам фактического контроля, в связи выявленными нарушениями таможенного законодательства, в выпуске электронной таможенной декларации отказано.
22.07.2024 должностным лицом Красноярского таможенного поста Красноярской таможни, в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности (извещён по полученному нарочно уведомлению от 19.07.2024), вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 10606000-2515/2024 в отношении АО «Лесосибирский ЛДК № 1» по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Согласно заключению эксперта от 18.09.2024 № 12408090/0021625, рыночная стоимость товара, явившегося предметом административного правонарушения («пиломатериалы, доска, хвойных пород сосна обыкновенная, обрезные, распиленные вдоль, не строганные, не обтесанные, не шлифованные, не имеющие соединения в шип, код ТН ВЭД ЕАЭС 4407119401» в номинальном объеме 7,442 м3), по состоянию на дату совершения административного правонарушения составила 135 196,36 руб.
20.09.2024 должностным лицом Красноярской таможни, в отсутствие законною представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, при наличии информации о надлежащем извещении лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (извещён письмом от 14.08.2024 № 11-05-23/14161), составлен протокол об административном правонарушении № 10606000-2515/2024, по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из протокола следует, что 12.07.2024 АО «Лесосибирский ЛДК № 1» непродекларировало в ДТ № 10620010/120724/3093515 товар: пиломатериалы, доска, хвойных пород сосна обыкновенная, обрезные, распиленные вдоль, не строганные, не обтесанные, не шлифованные, не имеющие соединения в шип, код ТН ВЭД ЕАЭС 4407119401 в номинальном объеме 7,442 м3.
Постановлением Красноярской таможни от 20.03.2025 № 10606000-2515/2024 АО «Лесосибирский ЛДК № 1» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ⅔ стоимости предмета административного правонарушения, что составило 90 130,91 руб.
Не согласившись с постановлением таможенного органа о привлечении к административной ответственности, АО «Лесосибирский ЛДК № 1» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об оспаривании постановления от 20.03.2025 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10606000-2515/2024.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных
органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом (часть 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Срок на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями заявителем не пропущен.
Суд с учетом положений части 1 статьи 28.3, статьи 23.8 КоАП РФ, пунктов 1, 5.3.16 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2021 № 636, Приказа Федеральной таможенной службы от 02.12.2014 № 2344 «Об утверждении перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание», пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено и постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленных полномочий.
АО «Лесосибирский ЛДК № 1» надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении.
Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении, вынесении оспариваемого постановления арбитражным судом не установлено. Материалами дела подтверждается, что таможенным органом соблюдена процедура составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истекли.
Согласно части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 ТК ЕАЭС.
В пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 от 24.10.2006 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, что частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не
выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
На основании пункта 1 статьи 6 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.
Статьей 104 ТК ЕАЭС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса (пункт 1).
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 2).
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 105 ТК ЕАЭС декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - при таможенном декларировании припасов.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС установлен перечень основных сведений о товаре, подлежащих указанию в декларации на товары, а именно: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или)
национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.
Подпунктами 7, 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС установлено, что декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары; незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации
В соответствии с пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; 5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; 6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (пункт 3 статьи 84 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, с момента регистрации.
Как следует из материалов дела, 12.07.2024 АО «Лесосибирский ЛДК № 1» на Сибирский таможенный пост в целях помещения товаров под таможенную процедуру экспорта подана ДТ № 10620010/120724/3093515, в соответствии с которой к таможенному декларированию заявлен товар:
- «лесоматериалы (доска) хвойных пород сосна обыкновенная, обрезные, распиленные вдоль, не строганные, не обтесанные, не шлифованные, не имеющие соединения «в шип», для строительных целей, влажность: начальная 12(+/-2%), конечная 20(+/-2%), камерная сушка. Всего 9069 шт. Сорт SF(1-4), 4, 5 ГОСТ 26002-83, сорт 1-4 ГОСТ 8486-86. Объем номинальный 163,988 м3, объем фактический 180,84 м3 по М 13-24-22 ФР.1.27.2023.46884. Производитель АО «Лесосибирский ЛДК № 1». Стандарт ГОСТ 26002-83 Сорт: SF(1-4). Объём товара в соответствии с контрактом: 163,988 м3, объём фактический 180,84 м3», код ТН ВЭД ЕАЭС 4407119401.
В ходе проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра (акт таможенного досмотра № 10606070/190724/100206) таможенным органом установлено следующее.
К таможенному досмотру предъявлены товары:
- пиломатериалы (доска) хвойных пород «сосна обыкновенная», обрезные, распиленные вдоль, не строганые, не обтёсанные, не шлифованные, не имеющие соединения «в шип», …», качество пиломатериалов - 1-4 сорт по ГОСТ 8486-86, влажность пиломатериалов - 16%, количество грузовых мест, пакетов: - 45 пакета, количество пиломатериалов - 9069 шт.
В результате проведения контроля объемов пилопродукции в партии установлено, что определение номинальных объёмов товаров осуществлено в соответствии с пунктами 11.2.2, 11.3, 11.3.9 методики М 13-24-22 ФР.1.27.2023.46884 «Объем пилопродукции. Методика измерений при проведении таможенных операций: правила М 13-24-22» (далее – Методика), применялся пакетный метод определения объёма пилопродукции. В результате проведения контроля объемов пилопродукции в партии установлено, что фактически установленные размеры пиломатериалов: длина от 2686 мм до 2727 мм, от 3008 мм до 3029 мм, от 3307 мм до 3337 мм, от 3898 мм до 3937 мм, от 4195 мм до 4210 мм, от 4465 мм до 4524 мм, от 4801 мм до 4812 мм, от 5103 мм до 5112 мм, от 5400 ммм до 5417 мм, от 5704 мм до 5716 мм, от 5998 мм до 6005 мм; ширина от 74 мм до 78 мм, от 123 мм до 129 мм, от 150 мм до 155 мм; толщина от 25 мм до 28 мм, от 44 мм до 50 мм, от 50 мм до 54 мм. Номинальный объём товара - 171,43 м3. Фактический объём товара - 171,43 м3.
B результате сравнения сведений о товарах содержащихся в ДТ № 10620010/120724/3093515 и полученных в результате таможенного досмотра в соответствии с Методикой таможенным органом было установлено, что номинальный объем товара № 1 «пиломатериалы, доска, хвойных пород сосна обыкновенная, обрезные, распиленные вдоль, не строганные, не обтесанные, не шлифованные, не имеющие соединения в шип, код ТН ВЭД ЕАЭС 4407119401» больше количества данного товара заявленного в ДТ № 10620010/120724/3093515 на 7,442 куб. м.
Таким образом, основанием для вывода таможенного органа о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, послужило выявленное несоответствие сведений о номинальном объеме товара, заявленным в ДТ и установленным при таможенном досмотре (номинальный объем, заявленный в ДТ – 163,988 м3; установленный при таможенном досмотре – 171,43 м3).
Методика ФР.1.27.2023.46884 «Объём пилопродукции. Методика измерений при проведении Таможенных операций. Правила М 13-24-22» (Методика) разработана Центральным Экспертно-криминалистическим управлением ФТС России, аттестована ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц № RA.RU 310494), зарегистрирована в реестре аттестованных методик (методов) измерений Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений (регистрационный код методики измерений ФР.1.27.203.46884).
Разделом 1 Методики установлено, что документ устанавливает методику измерений объёма пилопродукции, в том числе пиломатериалов всех пород древесины, установленных размеров и качества в соответствии с ГОСТ 19041-85, при проведении таможенных операций в отношении данных товаров и их таможенном контроле. При необходимости, в случаях, установленных настоящей методикой, также проводятся измерения влажности пилопродукции в соответствии с методами, представленными в приложении А.
Методикой закреплены основные термины с соответствующими им определениями, в соответствии с которыми:
-
номинальный размер пиломатериала – размер пиломатериала, установленный нормативно-технической документацией при заданной (конечной) влажности древесины, установленный условиями контракта или указанный в сопроводительных документах (3.4);
-
фактический размер пиломатериала – размер пиломатериала, полученный при его измерении (3.5);
-
номинальный объем пилопродукции – объем пилопродукции (единицы пилопродукции, пакета, партии пилопродукции), определенный по номинальным размерам (3.6);
-
фактический объем пилопродукции – объем пилопродукции (единицы пилопродукции, пакета, партии пилопродукции), полученный по результатам измерений в соответствии с настоящей методикой (3.7).
Правила заполнения декларации на товары регламентированы Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары (далее – Инструкция), утверждённой Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, в соответствии с которой, как один товар декларируются товары одного наименования (торгового, коммерческого наименования), содержащиеся в одной товарной партии, отнесённые к одному классификационному коду по ЕТН ВЭД ТС, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества, либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений.
Инструкцией предусмотрено, что сведения о количестве задекларированного товара указывается в графе 41, а в графе 31 указываются только сведения, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей.
Так, при декларировании товаров в таможенных процедурах экспорта, переработки вне таможенной территории, временного вывоза, реэкспорта, беспошлинной торговли (в отношении товаров Союза), специальной таможенной процедуры декларантом заполняются, в том числе графы ДТ: 31 и 41 (пункт 16); графа 41 заполняется в соответствии с Порядком заполнения ДТ, предусмотренным разделом ІІ Порядка (пункт 17); сведения вносятся в графу 31 в порядке, установленном для заполнения графы 31 ДТ раздела II Порядка (подпункт 14 пункта 18); в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, применения мер защиты внутреннего рынка, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах (подпункт 29 пункта 15 раздела ІІ Порядка); в графе 41 «Дополнительные единицы» указывается без пробелов количество товара, сведения о котором указаны в графе 31 ДТ, в дополнительной единице измерения, если в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в отношении декларируемого товара применяется дополнительная единица измерения (подпункт 39 пункта 15 раздела ІІ Порядка).
Так, в рассматриваемом случае, при отсутствии нарушений, связанных с исчислением и взиманием таможенных и иных платежей: количеством товара в ДТ является общий объем пиломатериалов с учетом припусков, указанный в графе 41 (180,84 м3), то есть он и должен являться анализируемым показателем для квалификации правонарушения по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ (недекларирование или частичное недекларирование), а не номинальный объем, указанный исключительно в графе 31, в которой кроме номинального объема также указан объем товара с припусками.
В рассматриваемом случае задекларированные объемы лесоматериала превышают фактически выявленные, какой-либо иной (незадекларированный) товар таможенным органом в ходе таможенного досмотра не выявлен, кроме того, неверное определение декларантом номинального объема товара не приводит к занижению подлежащих уплате таможенных пошлин. Таможенным органом указанные обстоятельства не опровергнуты.
При изложенных обстоятельствах в действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, признаком которого является недекларирование товара, тогда как применительно к обстоятельствам
настоящего спора весь предназначавшийся на вывоз товар по объему с учетом возможных погрешностей и отклонений задекларирован обществом полностью.
Вопреки доводам административного органа выявленная разница между фактически установленным при таможенном досмотре номинальным объемом и номинальным объемом, заявленным в декларации на товары, при полном декларировании товара, предназначавшегося на вывоз, не может служить основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Таким образом, выводы таможни о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, основаны на неправильном применении норм права и сделаны без учета фактических обстоятельств дела.
При изложенных обстоятельствах, поскольку по результатам рассмотрения настоящего дела суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, оспариваемое постановление подлежит отмене, а заявление общества - удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
Резолютивная часть
РЕШИЛ:
заявление удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Красноярской таможни от 20.03.2025 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10606000-2515/2024.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья Н.А. Юргенсон