К тексту акта
Арбитражный судПервая инстанция

Решение от 5 марта 2026 г. АС Тульской области

Арбитражный суд Тульской области

Дата сверена
Дело № А68-13542/2025

Итог · из резолютивной части

Постановление Тульской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10116000-000716/2025 от 03.10.2025 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Город-М» к административной ответственности на основании ч. 1 ст.

Читать резолютивную часть целиком

Реквизиты

Суд
Арбитражный суд Тульской области
Номер дела
А68-13542/2025
Дата резолютивной части
Изготовлен полностью
Стороны
ООО "Город-М" против Тульская таможня
Судья
Садовая Н.А.
Вид дела
Экономические споры
Регион
Тульская область
Суть спора
Общество просило заменить назначенный таможней административный штраф за нарушение по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ на предупреждение; суд изменил постановление, заменив штраф предупреждением.
Опубликован
sudact.ru (откроется в новой вкладке)

Текст акта

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

300041 Россия, <...>

тел. <***>, E-mail: info@tula.arbitr.ru, http://www.tula.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула Дело № А68-13542/2025

Резолютивная часть решения объявлена 02.03.2026

Полный текст решения изготовлен 05.03.2026

Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Садовой Н.А.,

при ведении протокола предварительного судебного заседания секретарем судебного заседания Лепиным Е.А.,

рассмотрел в судебном заседании, проводимом в формате онлайн-заседания, дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Город-М» (ОГРН 1047796713898, ИНН 7729513571) к Тульской таможне (ОГРН 1027100592507, ИНН 7107020323) о замене назначенного постановлением Тульской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10116000-000716/2025 от 03.10.2025 обществу с ограниченной ответственностью «Город-М» административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 представитель по доверенности от 24.02.2025, диплом

от Тульской таможни – ФИО2 представитель по доверенности от 01.09.2025, диплом, ФИО3 представитель по доверенности от 27.01.2026, удостоверение № 096467

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Город-М» (далее - ООО «Город-М», общество, декларант, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Тульской таможне (далее также – таможенный орган, административный орган) о замене назначенного ему постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10116000-000716/2025 от 03.10.2025 административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

Тульской таможней представлен отзыв, в котором административный орган приводит доводы о законности и обоснованности оспариваемого постановления, просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представители административного органа возражали против удовлетворения требований заявителя.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд установил следующие обстоятельства, касающиеся существа спора.

Как следует из материалов дела, Тульской таможней в соответствии со статьями 331, 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), проведена таможенная проверка в отношении ООО «Город-М» по вопросу соблюдения таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) законодательства Российской Федерации с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2023 № 1538 «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2023 № 1538) при перемещении через таможенную границу Союза товаров, заявленных в декларации на товары 10131010/280923/3327780 (далее также - ДТ).

По результатам камеральной таможенной проверки составлен акт № 10116000/229/130324/А000025.

Из акта и материалов проверки следует, что 28.09.2023 ООО «ГОРОД-М» по ДТ № 10131010/280923/3327780 произведено таможенное декларирование товаров:

  • КОНСЕРВЫ НАТУРАЛЬНЫЕ СТЕРИЛИЗОВАННЫЕ, БЕЗ ДОБАВЛЕНИЯ УКСУСА ИЛИ УКСУСНОЙ КИСЛОТЫ: КУКУРУЗА САХАРНАЯ (ZEA MAYS VAR. SACCHARATA) КУКУРУЗА САХАРНАЯ В ЗЕРНАХ; Ж/Б 400 ГР - 37800 ШТ., код ТН ВЭД ЕАЭС 2005 800 00 0; изготовитель «Белгородские молочные консервы» (далее также - товары).

Товары поставлялись ООО «Город-М» по счету-фактуре от 28.09.2023 № 2145, международной товарно-транспортной накладной (CMR) от 28.09.2023 № б/н в рамках исполнения внешнеторгового договора от 07.09.2022 № PL-IM003, заключенного с резидентом Республики Узбекистан.

Товары перемещались автомобильным транспортом на транспортных средствах с регистрационными номерами М5270С67/АК746967.

Вывозные таможенные пошлины при подаче ДТ № 10131010/280923/3327780 ООО «Город-М» не уплачивались.

Товары по ДТ № 10131010/280923/3327780 выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой 28.09.2023.

Порядок подтверждения таможенными органами государств-членов Союза фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза установлен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.02.2018 № 25.

Согласно пункту 15 данного порядка сформированное электронное подтверждение о фактическом вывозе товаров направляется должностным лицом таможенного органа места убытия в информационную систему центрального таможенного органа государства-члена, таможенный орган которого осуществил выпуск товаров.

Получение информации о фактическом вывозе товаров в информационной системе ФТС России осуществляется посредством Системы контроля ввоза и вывоза товаров из состава Информационно-справочной системы контроля таможенной деятельности (ИСС «Малахит»).

Согласно отчету, сформированному ИСС «Малахит», фактический вывоз с таможенной территории Союза товаров, таможенное декларирование которых осуществлялось по ДТ № 10131010/280923/3327780, состоялось 06.10.2023 через таможенный орган вывоза - таможенный пост Бауыржана ФИО4 (Республика Казахстан).

Таможенным органом установлено, что товары, заявленные в ДТ № 10131010/280923/3327780, фактически вывезены с таможенной территории Союза 06.10.2023, следовательно, на данную товарную партию не распространяются исключения из сферы действия пункта 1 данного нормативного правового акта, установленные пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2023 № 1538, в связи с чем подлежат уплате вывозные таможенные пошлины.

С применением норм пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2023 № 1538 Тульской таможней сделан вывод о том, что ранее поданная обществом декларация на товары считается неподанной.

Фактический вывоз товара без таможенного декларирования с таможенной территории Союза 06.10.2023 признается незаконным перемещением товаров.

Товары вывезены обществом с территории Союза в нарушение пункта 1 статьи 104 ТК ЕАЭС без таможенного декларирования в установленном порядке, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Оспариваемым постановлением Тульской таможни от 03.10.2025 общество привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 831 600 руб.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением в части назначения административного наказания, заявитель обратился в Арбитражный суд Тульской области с рассматриваемым заявлением.

Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, закреплено в статье 30.1 КоАП РФ, его реализация осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных статьями 189-190, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП РФ.

В соответствии с подпунктом 35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под таможенным декларированием понимается заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

На основании пункта 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с названным Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Пунктом 2 статьи 104 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 пункта 3 статьи 105 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании применяется декларация на товары. Декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

Согласно подпунктам 4 и 5 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения, а также сведения об исчислении таможенных платежей - ставки и суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС установлено, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

В соответствии с пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате, выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.

В силу пункта 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2023 № 1538 (в редакции, действовавшей на дату возникновения рассматриваемых правоотношений) ставки вывозных таможенных пошлин на товары, классифицируемые кодом 2005 800 00 0 ТН ВЭД ЕАЭС, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Союза, определены в размере 7 процентов от таможенной стоимости товара, при среднем значении за период мониторинга курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, более 95 рублей Российской Федерации за доллар США (включительно).

Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2023 № 1538 ставки вывозных таможенных пошлин, указанные в пункте 1 этого постановления:

  • размещаются Министерством экономического развития Российской Федерации на своем официальном сайте в сети «Интернет»;

  • применяются начиная с 1-го числа календарного месяца, следующего за днем их размещения на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в сети «Интернет»;

  • действуют до начала применения очередных ставок вывозных таможенных пошлин, рассчитанных и размещенных на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в сети «Интернет».

Так, в соответствии с информацией, размещенной в сети «Интернет» на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, ставка вывозных таможенных пошлин, на товары, указанные в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2023 № 1538, на период с 1 октября 2023 г. по 31 октября 2023 г. включительно составляет 7% от таможенной стоимости.

Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2023 № 1538 установлено, что ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Союза, установленные пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2023 № 1538, распространяются на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Союза с 01.10.2023, в том числе помещенные до 01.10.2023 под таможенные процедуры, допускающие вывоз товаров с таможенной территории Союза, включая товары, таможенное декларирование которых осуществлялось с особенностями, предусмотренными статьями 115 и 116 ТК ЕАЭС, или особенностями, установленными законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС, за исключением товаров, фактически вывезенных за пределы таможенной территории Союза до 01.10.2023.

Как указывалось выше, согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2023 № 1538 таможенные декларации на товары, в соответствии с которыми осуществлялось таможенное декларирование товаров, в соответствии с таможенными процедурами, предусматривающими их вывоз за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, предполагающими применение ставки вывозной таможенной пошлины, в случае, если по ним до 1 октября 2023 г. не осуществлен фактический вывоз, считаются неподанными.

Следовательно, при таможенном декларировании товаров, подпадающих под действие постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2023 № 1538, в случае неосуществления их фактического вывоза с таможенной территории Союза до 01.10.2023, ранее поданная декларация на товары фактически утрачивает юридическую силу в отношении таких товаров.

Учитывая, что в соответствии с пунктом 8 указанного постановления ДТ № 10131010/280923/3327780 с 01.10.2023 являлась неподанной, товары, вывезенные обществом с таможенной территории Союза, подлежали помещению под таможенную процедуру экспорта с соблюдением условий помещения под указанную таможенную процедуру, в том числе с уплатой вывозных таможенных пошлин, 06.10.2023.

Исполнение данной обязанности возложено таможенным законодательством именно на декларанта.

Рассматриваемые товары в период с начала действия постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2023 № 1538 до их убытия с таможенной территории ЕАЭС 06.10.2023 под какую-либо таможенную процедуру не помещались, то есть считаются не продекларированными в установленном порядке.

Указанный вывод Тульской таможни является правильным.

В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС - перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Материалами дела установлено, что товары, заявленные в декларации на товары № 10131010/280923/3327780, фактически вывезены с таможенной территории Союза 06.10.2023, следовательно, на данную товарную партию не распространяются исключения из сферы действия пункта 1 данного нормативного правового акта, установленные пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2023 № 1538, и подлежат уплате вывозные таможенные пошлины.

В силу положений пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2023 № 1538 ранее поданная ДТ № 10131010/280923/3327780 в установленном порядке считается неподанной.

Фактический вывоз товара без таможенного декларирования с таможенной территории Союза 06.10.2023, обоснованно признается незаконным перемещением товаров, т.е. товары вывезены с территории Союза в нарушение пункта 1 статьи 104 ТК ЕАЭС без таможенного декларирования в установленном порядке.

По результатам проверки документов и сведений (акт № 10116000/229/130324/А000025) принято решение по результатам таможенного контроля № 10116000/229/130324/Т000025/001, из содержания которого следует, что подлежат взысканию таможенные платежи в связи с выявлением нарушения требований указанного выше постановления в размере 115894,80 руб.

В соответствии с пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение вышеуказанных обязанностей, в частности обязанности произвести таможенное декларирование товаров.

Часть 1 статьи 16.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП РФ.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что общество допустило недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, перемещенные через таможенную границу Союза, тем самым совершив административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленном законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению

Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Лицо, вступая в административно-правовые отношения, должно знать о существовании обязанностей и обеспечить их выполнение. В свою очередь, государство не только возлагает на лицо определенные обязанности, но и предоставляет ему права, реализация которых обеспечивает возможность исполнения норм и правил, установленных законом.

ООО «Город-М», вступая в административные правоотношения в области таможенного дела, должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, предвидеть возможность наступления вредных последствий своего деяния, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Права лица корреспондируются с его обязанностями в каждом правоотношении, которые как раз и определяют указанную степень заботливости и осмотрительности, которая должна быть проявлена лицом.

Общество, осуществляя таможенное оформление товара с целью его экспорта с таможенной территории Союза, возлагает на себя обязательство по соблюдению таможенного законодательства до момента вывоза товара, имело возможность и должно было определить сроки фактического убытия товара с таможенной территории Союза, в том числе с учетом сложностей выезда транспортных средств из Российской Федерации, а также из стран Союза, несоблюдение которых влечет правовые последствия.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее именуются - акты Правительства Российской Федерации) подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 определяет, что официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается первая публикация их полных текстов в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

По информации на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2023 № 1538 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 21.09.2023, в Собрании законодательства Российской Федерации 25.09.2023 (№ 39, ст. 7046).

Согласно пункту 5 статьи 113 ТК ЕАЭС по обращению декларанта, поданному в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, зарегистрированная таможенная декларация на товары Союза может быть отозвана им до фактического убытия товаров с таможенной территории Союза, в том числе после выпуска товаров таможенным органом.

У общества на дату фактического вывоза товара за пределы Союза имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность

Таким образом,обществом не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, которая была необходима для строгого соблюдения требований закона.

Обстоятельства, которые не зависели бы от общества и не позволили бы ему выполнить требования действующего законодательства, не установлены.

Нарушение норм таможенного и административного законодательства явилось следствием пренебрежительного отношения декларанта к возложенным на него обязанностям, то есть общество допустило неосмотрительное и безразличное отношение к принятой на себя публично-правовой обязанности в сфере соблюдения таможенных правил.

В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что ООО «Город-М» предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, что свидетельствует о наличии в деянии общества вины в совершении вменяемого административного правонарушения.

Доводы, приведенные обществом в обоснование заявленных требований, не свидетельствуют об отсутствии в действиях заявителя события и состава вмененного административного правонарушения.

Таким образом, рассматривая в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

При рассмотрении настоящего дела судом не установлено нарушений процедуры привлечения общества к ответственности, гарантий защиты его прав, как лица, привлекаемого к административной ответственности, которые могли бы служить основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.

Доводов о несоблюдении процедуры при возбуждении дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления обществом не заявлено.

Оспариваемое постановление содержит все необходимые сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по административному делу либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении, в ходе рассмотрения дела судом не выявлено.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Таким образом, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, налоговым органом не допущено и судом не установлено.

Вместе с тем, в настоящем случае суд усматривает основания для замены административного штрафа предупреждением, исходя из следующего.

Санкция ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Статья 4.1 КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкций с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, а также обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Определением от 05.11.2003 № 349-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом формулировки ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ вопрос о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение подлежит рассмотрению судом (административным органом) вне зависимости от того, заявлено ли лицом, привлекаемым к административной ответственности, соответствующее ходатайство.

Судом отмечается, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, не отнесено частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ к тем административным правонарушениям, при совершении которых не может быть произведена замена административного штрафа на предупреждение.

Судом установлено, что ранее общество к административной ответственности за совершение однородного правонарушения не привлекалось.

Административным органом также не представлено доказательств наличия отягчающих вину обстоятельств.

В материалах дела не имеется доказательств наличия реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий в результате совершения административного правонарушения административным органом не представлено.

Иных обстоятельств, препятствующих назначению наказания в виде предупреждения, судом не установлено.

Судом учитывается, что административное наказание должно соответствовать конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивать реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и не ухудшать положения общества.

Исследовав указанные обстоятельства, оценив характер совершенного обществом административного правонарушения суд находит оспариваемое постановление Тульской таможни подлежащим изменению путем замены назначенного обществу административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, полагая, что данная мера ответственности в рассматриваемом случае сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 50 000 руб. подлежит возвращению заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Резолютивная часть

Р Е Ш И Л :

Постановление Тульской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10116000-000716/2025 от 03.10.2025 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Город-М» к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ изменить в части назначения административного наказания, заменив назначенный административный штраф на предупреждение.

Возвратить в пользу общества с ограниченной ответственностью «Город-М» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 50 000 руб., уплаченную по платежному поручению от 09.10.2025 № 232.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья Н.А. Садовая

Ссылка: https://klerk.systems/court/act/RkKjU6E6Yc1O/

Нормы в акте

Статьи законов, на которые ссылается суд. Номер статьи в тексте открывает её текст в Правовой системе, строка здесь — практику по статье.

КоАП РФ

АПК РФ

Конституция РФ

Загружаем похожие акты