Постановление от 1 апреля 2026 г. 10 ААС (Десятый арбитражный апелляционный суд)
Итог · из резолютивной части
Читать резолютивную часть целикомрешение Арбитражного суда Московской области от 26 января 2026 года по делу № А41-95930/25 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Центрэнерго» (ИНН: <*>; ОГРН: <*>) в доход Федерального бюджета государственную пошлину в размере 30 000 рублей за подачу апелляционной жалобы.
Реквизиты
Текст акта
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
117997, <...>, https://10aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10АП-3020/2026
Дело № А41-95930/25
01 апреля 2026 года
г. Москва
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2026 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2026 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Диаковской Н.В., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1
при участии в заседании:
от истца Общества с ограниченной ответственностью «Оптэнергосбыт» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО2, представитель по доверенности № б/н от 01.01.2026, диплом о высшем юридическом образовании,
от ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Центрэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центрэнерго» на решение Арбитражного суда Московской области от 26 января 2026 года по делу № А41-95930/25, по иску Общества с ограниченной ответственностью «Оптэнергосбыт» к Обществу с ограниченной ответственностью «Центрэнерго» о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Оптэнергосбыт» (далее – истец, ООО «Оптэнергосбыт») обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Центрэнерго» (далее – ответчик, ООО «Центрэнерго») о взыскании задолженности по договору купли-продажи электрической энергии от 20 ноября 2020 года № 74-05-ЭМ за июнь, июль, август 2025 года в размере 1 878 144,58 руб., неустойки за период с 19.07.2025 по 15.01.2026 в размере 368 811,96 руб. с начислением неустойки в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, на сумму неоплаченной задолженности за каждый день просрочки, начиная с 16.01.2026 по день фактической оплаты (с учетом изменения исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 января 2026 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом в части начисленной неустойки, ООО «Центрэнерго» обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с ч.5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая, что лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства возражения по проверке только части судебного акта не заявлены, апелляционный суд, руководствуясь пунктом 5 статьи 268 АПК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 27 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года № 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО «Оптэнергосбыт» возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор купли-продажи электрической энергии (мощности) от 20 ноября 2020 года № 74-05-ЭМ, в соответствии с которым продавец обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также обеспечить предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, за исключением услуг по ее передаче, а покупатель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Как указал истец, ответчик принятые на себя обязательства по оплате в полном объеме не исполнил, в результате чего образовалась задолженность в заявленном размере.
Поскольку в добровольном порядке ответчик задолженность не погасил, истец, начислив неустойку, обратился в суд с иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 309-310, 539-544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), принимая во внимание фактическое отсутствие возражений ответчика по вопросам объема и стоимости взыскиваемой задолженности, пришел к выводу о том, что истцом в материалы дела представлены достаточные доказательства, подтверждающие факт оказания истцом услуг, их приемки ответчиком и наличия у последнего задолженности в заявленном размере.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Обжалуя решение суда первой инстанции, заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что наличие права на вычет сумм налога исключает уменьшение имущественной сферы лица и, соответственно, начисление неустойки на сумму задолженности с НДС.
Данное нарушение, по мнению ответчика, повлекло необоснованное начисление неустойки с учетом НДС, и как следствие, неосновательное обогащение истца.
Рассмотрев указанные возражения, суд апелляционной инстанции признает их несостоятельными по следующим основаниям.
Обусловленная природой НДС стадийность взимания данного налога означает, что использование права на вычет налога покупателем предопределяется непрерывным предъявлением налога по мере движения товаров (работ, услуг) от одного хозяйствующего субъекта к другому (пункт 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации) и принятием в связи с этим каждым из участников оборота обязанности по уплате в бюджет предъявляемых сумм налога (пункт 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг),
имущественных прав от своего имени, сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном Налогового кодекса Российской Федерации.
Выставление счета-фактуры имеет правовое значение исключительно для целей предусмотренных налоговом законодательством, несоблюдение порядка оформления которых может повлечь за собой определенные последствия в виде отказа в принятии к налоговому вычету или возмещении сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных продавцом, но никак не обуславливает просрочку кредитора (пункт 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации) и не освобождает потребителя от оплаты.
Включение ООО «Оптэнергосбыт» в подлежащую оплате ООО "Центрэнерго" цену реализуемой электрической энергии суммы налога на добавленную стоимость вытекает из пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, являющегося обязательным для сторон договора в силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, и отражает характер названного налога как косвенного.
Следовательно, задолженность, включающая в себя сумму НДС, является частью цены за поставленный ресурс. В отношения с государством в качестве субъекта публично-правовых налоговых отношений ответчик при этом не вступает.
Задерживая оплату оказанных истцом услуг ООО "Центрэнерго" фактически неосновательно пользовалось не суммой, подлежащей перечислению в бюджет в виде налога, а денежными средствами, подлежащими выплате истцу в составе цены за этот ресурс. В связи с чем, начисление пени на сумму задолженности с учетом НДС обоснованы.
При таких обстоятельствах, суд апелляционный инстанции, принимая во внимание отсутствие у заявителя апелляционной жалобы иных доводов, учитывая, что решение суда первой инстанции обжалуется исключительно в части начисления неустойки, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина не уплачена, то в силу ст. 110 АПК РФ и ст. 333.21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с ООО "Центрэнерго" в доход Федерального бюджета надлежит взыскать госпошлину в размере 30 000 руб.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Резолютивная часть
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 января 2026 года по делу № А41-95930/25 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Центрэнерго» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>) в доход Федерального бюджета государственную пошлину в размере 30 000 рублей за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий судья М.А. Немчинова Судьи Н.В. Диаковская Е.А. Стрелкова