Решение от 30 марта 2026 г. АС Краснодарского края
Итог · из резолютивной части
Читать резолютивную часть целикомОбратить взыскание на заложенное имущество ООО «ЭРКАТ» (ИНН: <*>, ОГРН: <*>), а именно на: Грузовой автомобиль: VIN KN3HRP4N38K271443, ПТС: 25?М276197020320010Z; Модель: КIA BONGO III; Год выпуска: 2008; номер двигателя: 7236485; Мощность двигателя в ЛС: 126. Взыскать с ООО «ЭРКАТ» (ИНН: <*>, ОГРН: <*>), г.
Реквизиты
Текст акта
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А32-63651/2025
г. Краснодар
30 марта 2026 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2026 г.
Решение в полном объёме изготовлено 30 марта 2026 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Евсюковой В.Е., при ведении протокола помощником судьи Волошиной П.П., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), г. Новороссийск,
к ООО «ЭРКАТ» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), г. Новороссийск,
об обращении взыскания на заложенное имущество,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ООО «ЭРКАТ» об обращении взыскания на заложенное имущество.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
От ИФНС по г. Новороссийску Краснодарского края поступил возражение на отзыв.
Суд изучил документы и приобщил их к материалам дела.
При таких обстоятельствах дело рассматривается в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ИФНС России по г. Новороссийску (далее - истец, Инспекция) на налоговом учете состоит ООО «ЭРКАТ» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), г. Новороссийск (далее - ответчик, общество).
ИФНС России по г. Новороссийску в связи с неуплатой обществом налоговых платежей в установленный срок, в адрес ООО «ЭРКАТ» направлено требование № 2532 об уплате задолженности по состоянию на 09.06.2023, которым обществу предложено добровольно погасить задолженность в срок до 04.08.2023.
Неисполнение ООО «ЭРКАТ» указанного требования в добровольном порядке в установленный срок, послужило основанием для принятия налоговым органом решения от 21.08.2023 № 1312 о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств в размере 855 653, 08 копеек.
Налоговым органом в качестве способа обеспечения исполнения решения
от 21.08.2023 № 1312, ввиду образовавшейся по состоянию на 20.09.2024 задолженности в размере 905 546, 82 руб., вынесено постановление о наложении частичного ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов, налогового агента) от 04.03.2024 № 3 на сумму не более 905 546, 82 руб.
Согласно протоколу об аресте имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) от 17.03.2024 частичному аресту подверглось имущество общества на сумму 905 546, 82 рублей:
- автомобиль VIN KN3HRP4N38K271443, ПТС: 25?М276197020320010Z; Модель: КIA BONGO III; Год выпуска: 2008.
Нотариусом 20.03.2025 Приобьевского нотариального округа Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области в реестре за номером № 2025-011-042238-444 зарегистрировано уведомление о возникновении залога в отношении вышеперечисленного имущества общества.
Неисполнение ООО «ЭРКАТ» обязанности по уплате налоговых платежей в установленный срок послужило основанием для обращения инспекции в суд с заявлением об обращении взыскания на заложенное имущество.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Порядок и сроки выставления требования об уплате налогов, пени, штрафа предусмотрены статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, в случае наличия задолженности, возникшей в связи с неуплатой или неполной уплатой налога, обязанность по его уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, не утратившего свой статус на дату принятия решения о взыскании задолженности, в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Согласно пункту 1 статьи 73 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов может быть обеспечена залогом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 73 Налогового кодекса Российской Федерации залог имущества возникает на основании договора между налоговым органом и залогодателем либо на основании закона в случае, предусмотренном пунктом 2.1 настоящей статьи.
При оформлении договора залога залогодателем может быть как сам налогоплательщик, плательщик сбора или плательщик страховых взносов, так и третье лицо.
Согласно пункту 2.1 статьи 73 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты в течение одного месяца задолженности, указанной в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество в соответствии с настоящим Кодексом, либо вступления в силу решения, предусмотренного пунктом 7 статьи 101 настоящего Кодекса, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) без согласия налогового органа, имущество, в отношении которого применен указанный в настоящем пункте способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) или принята обеспечительная мера, признается находящимся в залоге у налогового органа на основании закона.
Залог, возникающий в соответствии с настоящим пунктом, подлежит государственной регистрации и учету в соответствии с правилами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 73 Налогового кодекса Российской Федерации при неисполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) обязанности по уплате причитающихся сумм налога (сбора, страховых взносов) и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 73 Налогового кодекса Российской Федерации предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей.
Пунктом 7 статьи 73 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что к правоотношениям, возникающим при установлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Налогового кодекса Российской Федерации арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании задолженности налогоплательщика-организации признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Согласно пункту 2 статьи 77 Налогового кодекса Российской Федерации арест имущества может быть полным или частичным. Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
Пунктом 1 статьи 334 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя).
Согласно пункту 1 статьи 334.1 Гражданского кодекса Российской Федерации залог между залогодателем и залогодержателем возникает на основании договора. В случаях, установленных законом, залог возникает при наступлении указанных в законе обстоятельств (залог на основании закона).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 339.1 Гражданского кодекса Российской Федерации залог подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации, в том числе в случае, если в соответствии с законом права, закрепляющие принадлежность имущества определенному лицу, подлежат государственной регистрации (статья 8.1).
Пунктом 4 статьи 339.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что залог иного имущества, не относящегося к недвижимым вещам, помимо указанного в пунктах 1 - 3 настоящей статьи имущества, может быть учтен путем регистрации уведомлений о залоге, поступивших от залогодателя, залогодержателя или в случаях, установленных законодательством о нотариате, от другого лица, в реестре уведомлений о залоге такого имущества (реестр уведомлений о залоге движимого имущества). Реестр уведомлений о залоге движимого имущества ведется в порядке, установленном законодательством о нотариате.
В силу пункта 3 статьи 340 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, соглашением сторон или решением суда об обращении взыскания на заложенное имущество, согласованная сторонами стоимость предмета залога признается ценой реализации (начальной продажной ценой) предмета залога при обращении на него взыскания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 348 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание на заложенное имущество для удовлетворения требований залогодержателя может быть обращено в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного залогом обязательства.
Из материалов дела следует, что ООО «ЭРКАТ» надлежащим образом не исполнены установленные налоговым законодательством обязательства по уплате налоговых платежей, в том числе по направленному в его адрес требованию ИФНС России по г. Новороссийску от 09.06.2023 № 2532.
Судом установлено, что в связи с имеющейся на стороне общества задолженностью, инспекцией на основании статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации сформировано требование об уплате задолженности от 09.06.2023 № 2532. В требовании инспекции отражено, что в случае если в предусмотренный срок задолженность не будет погашена налоговый орган примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах меры по взысканию задолженности, а также обеспечительные меры (статьи 45, 46, 47, 48, 76, 77 Налогового кодекса Российской Федерации); в случае изменения суммы задолженности направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено.
Задолженность общества перед бюджетной системой Российской Федерации на 05.09.2025 составила 905 546, 82 руб.
В связи с установлением налоговым органом наличия у налогоплательщика спорной задолженности, исполнение которой обеспечено имуществом общества, на которое наложен арест нотариусом Приобьевского нотариального округа Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области в реестре уведомлений о залоге движимого имущества единой информационной системы нотариата зарегистрировано уведомление о возникновении залога движимого имущества (регистрационный номер № 2025-011-042238-444 ).
Поскольку, в данном случае залог возник в силу закона в соответствии с пунктом 2.1 статьи 73 Налогового кодекса Российской Федерации на основании вынесенных налоговым органом актов, ввиду неисполнения ООО «ЭРКАТ» обязанности по уплате налоговых платежей, у налогового органа имеются достаточные правовые основания для направления в арбитражный суд заявления об обращении взыскания на принадлежащее обществу заложенное имущество.
В свою очередь ООО «ЭРКАТ» не представило доказательств исполнения обязательств, обеспеченных залогом. Факт утраты спорного имущества не подтвержден.
Судом на основании представленных в материалы дела доказательств установлено, что процедура взыскания налоговой задолженности налоговым органом соблюдена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 348 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание на заложенное имущество для удовлетворения требований залогодержателя может быть обращено в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного залогом обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 349 Гражданского кодекса Российской Федерации обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется по решению суда, если соглашением залогодателя и залогодержателя не предусмотрен внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 350.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, если залогодателем является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, соглашением между залогодателем и залогодержателем может быть также предусмотрено, что реализация заложенного имущества осуществляется путем: продажи предмета залога залогодержателем другому лицу по цене не ниже рыночной стоимости с удержанием из вырученных денег суммы обеспеченного залогом обязательства.
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007
№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.
Взыскание на заложенное имущество на основании исполнительной надписи нотариуса может включать изъятие имущества и его передачу залогодержателю для последующей реализации этого имущества в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)» порядке.
Налоговый орган в материалы дела представил детализацию сведений отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика по состоянию на 05.09.2024, согласно которой у ООО «ЭРКАТ» имеется задолженность по налоговым платежам в сумме 905 456, 82 руб., из которых в отношении имущества на сумму 905 456, 82 руб. оформлены залоговые обязательства.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд делает вывод о наличии оснований для удовлетворения требований налогового органа об обращении взыскания на заложенное имущество ООО «ЭРКАТ»:
- автомобиль VIN KN3HRP4N38K271443, ПТС: 25?М276197020320010Z; Модель: КIA BONGO III; Год выпуска: 2008.
В силу пункта 1 статьи 350 Гражданского кодекса Российской Федерации реализация заложенного имущества, на которое взыскание обращено на основании решения суда, осуществляется путем продажи с публичных торгов в порядке, установленном настоящим Кодексом и процессуальным законодательством, если законом или соглашением между залогодержателем и залогодателем не установлено, что реализация предмета залога осуществляется в порядке, установленном абзацами вторым и третьим пункта 2 статьи 350.1 настоящего Кодекса.
Суд также учитывает разъяснения, изложенные в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2019 № 3, согласно которым по общему правилу, в рамках дела о банкротстве должника - юридического лица начальная продажная цена недвижимого имущества, переданного в залог, определяется конкурсным кредитором, требования которого обеспечены залогом реализуемого имущества, либо, при наличии разногласий, арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, в размере, равном восьмидесяти процентам рыночной стоимости такого имущества, определенной в отчете оценщика (абзац третий пункта 5, пункт 6 статьи 18.1, абзац второй пункта 2 статьи 131, абзац второй пункта 4 статьи 138 Закона о банкротстве, подпункт 4 пункта 2 статьи 54 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).
Учитывая изложенное, конкретная цена продажи имущества общества подлежит определению по результатам проведения торгов по его реализации.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2023 по делу № А51-3865/2023, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2024 по делу № А75-21844/2023.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины следует возложить на ответчика, как на проигравшую сторону.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, при подаче исковых заявлений, содержащих требования об обращении взыскания на заложенное имущество, уплачивается государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, в зависимости от стоимости имущества, на которое обращается взыскание.
Ввиду чего с общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 50 277 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 28, 110, 123, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Резолютивная часть
Р Е Ш И Л:
Обратить взыскание на заложенное имущество ООО «ЭРКАТ» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), а именно на: Грузовой автомобиль: VIN KN3HRP4N38K271443, ПТС: 25?М276197020320010Z; Модель: КIA BONGO III; Год выпуска: 2008; номер двигателя: 7236485; Мощность двигателя в ЛС: 126.
Взыскать с ООО «ЭРКАТ» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), г. Новороссийск, Краснодарский край, в доход федерального бюджета 50 277 рублей государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия (изготовления решения в полном объёме) путем подачи апелляционной жалобы в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья Евсюкова В.Е.